Добавить объявление
  Вход/регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Сургутское казачество – игры для взрослых или священный долг?


Мнения

Сургутское казачество – игры для взрослых или священный долг?
19.09.2014

«Вы, казачки-казачки, военнаи люди,

 военнаи люди, никто вас не любит…»

(из казачьей песни)


Всё чаще во время массовых городских праздников можно встретить людей в не совсем привычной глазу форме. В основном это взрослые мужчины в погонах, нередко грудь украшает орден или даже несколько. С суровым видом озирающие пространство они патрулируют периметр совместно с сотрудниками полиции. На вопрос "а, собственно, кто вы, господа?" гордо отвечают: "Казаки!".

Слово «казак» у россиян на слуху однозначно. Помимо тесного переплетения с историей нашей страны, в СМИ то и дело проскальзывает информация о деятельности казачьих общин. Зачастую эти сведения, как собственно и вся история казачества, вызывает множество споров, а то и недовольств. Напомним, исторически главной ролью казаков была охрана границ Российской Империи. И селились они по окраинам страны, защищая её от внешних врагов. А сейчас? Есть ли смысл в казачьих формированиях, находящихся в центре государства? Но не будем особо углубляться в исторический аспект и поговорим о современном казачьем движении. 

Нынешние казаки - это, безусловно, явление, которому общество, как и любому другому явлению подобных масштабов, должно вынести оценку. На чём она должна строиться и к чему в итоге приведёт, предугадать трудно. Однако непрекращающиеся дискуссии по этому поводу лишний раз подтверждают, что тема живая и ответ не заставит себя долго ждать.

Казачество сегодня - это скорее социальная структура, нежели своеобразный этнический пласт (хотя шанс сформироваться в определённую народность всё же был), которая по идее призвана решать какие-то проблемы и задачи. Тогда встаёт вопрос – какие? Да и нужны ли вообще их услуги современной России?

Кстати о современной великой… Государством до сих пор точно не выявлено предназначение казаков. Их вроде как и признают, но в тоже время и всерьез не воспринимают. Вспомним, в истории было немало моментов, когда интересы казаков и правительства не совпадали. Сильно так не совпадали... Но стоит отметить, что два года назад Президентом страны была утверждена Стратегия развития российского казачества до 2020-го года. В частности, в ней прописаны исторические предпосылки и причины возрождения, описана система взаимодействия с Российским Казачеством и чему именно она должна способствовать.

Для того, чтобы разобраться, как на практике выглядит реализация этой стратегии, чем живут и чем могут быть полезны для нас казаки, мы встретились с атаманом Сургутского городского казачьего общества Коробейниковым Юрием Борисовичем.

История Сибири и Сургутской земли в частности тесно связана с казаками. Первым сибирским атаманом был Ермак Тимофеевич, который в 1582 году привёл казаков на эти земли и в последующие 400 лет они жили и расселялись от Урала до Дальнего Востока.

На сегодняшний день в нашем городе около 60 казаков, но основной костяк, самая активная его часть, состоит всего из 30. Связано это с постоянной текучкой людей: кто-то разочаровывается, кто-то, не сумев прочувствовать идею казачества, понимает, что этот путь будет не по силам. Нет у местных казаков и своего помещения - штабом является квартира самого атамана. «Это безусловно тормозит развитие всего движения. Возможно, при наличии собственного места мы смогли бы привлекать больше людей под наши знамена»,  –  отмечает атаман.

Для того, чтобы стать казаком сегодня, необходимо, прежде всего, желание. После гражданской войны казачество как таковое было фактически истреблено. Оставшиеся родовые потомки сегодня сошлись в общины, создали свои структурные подразделения и полки. «Сейчас люди просто приходят, интересуются, записываются. Мы проводим стажировку в течение года, присматриваемся к человеку. Если он достоин, то после Присяги мы принимаем его в наши ряды. Ни для кого не секрет, что казачество всегда было крайне тесно связано с русской Православной Церковью. В старину говорили: какой казак без православной веры? Но это не значит, что мы не принимаем людей другого вероисповедания. Издревле существовали так называемые приписные казаки. Брали и калмыков, и дагестанцев, они не являлись реестровыми и не имели права голоса.  Но в состав казачьих подразделений они не только входили, но и воевали вместе с реестровыми казаками», - рассказывает атаман. Яркий исторический пример: Отечественная война 1812 года. Появляется новое иррегулярное (не входящее в состав регулярных сил) войсковое формирование – Отдельный казачий корпус генерала от кавалерии Матвея Ивановича Платова. Наряду с полками других армий в платовский корпус входил особый резерв всех русских войск. Донские бригады были усилены башкирскими, калмыцкими и татарскими конными полками. «К слову об исторической преемственности: мы и сегодня стараемся придерживаться давних традиций наших дедов. Проводим казачьи круга, кричим «Любо!», сделали себе шашки, нагайки, штаны с лампасами, в общем, всё как у старых казаков», - делится Юрий Борисович.

Сургутские казаки добровольно участвуют в охране общественного порядка на крупных городских мероприятиях и церковных праздниках:  «К счастью, сегодня это уже нет таких проблем, как, скажем, в 90-е, когда приходилось из церквей выгонять пьяных , а порой дело доходило и до драк. Сейчас всё поспокойней ». Основным своим достижением казаки считают работу с молодёжью: «Помогаем обществу, чем можем. Оторвать подростков от компьютеров, увести их с улицы, в негативном смысле этого слова - это великое и непростое дело». Казаки проводят лекции в школах, выступают с концертами, работают с детскими реабилитационными центрами. Также отдельным поводом для гордости является ВПО Погранично-казачий кадетский класс «Застава», курсанты которого под руководством Первого заместителя атамана Дмитрия Витальевича Кузнецова уже четыре года подряд занимают первое место на городском смотре песни и строя. Неоднократно кадеты побеждали и в окружных соревнованиях по военно-прикладным видам спорта. 

Политическая жизнь государства также не обходит наших смельчаков стороной, в частности и конфликт на Юго-Востоке Украины. В беседе атаман признался, что наши сургутские казаки отправились в Новороссию  вместе с гуманитарным грузом от Югры, но увидев  собственными глазами, что там творится, остались защищать мирных граждан и следить за порядком. Подобные события в братской стране привели к своеобразному расколу в казачьих кругах: "Все великое войско Донское», в которое входили Луганск, Донецк, да и весь Донбасс, приняли сторону ополчения. А вот запорожские и полтавские казаки вступили в батальоны карателей", - огорчается Коробейников.

Как видно, и в рядах самого войска казачьего нет единства мнений…

Казачество, как социально-общественное явление, конечно, имеет и свои плюсы, и минусы. Иногда погоня за внешним блеском – «штаны с лампасами» и пошив парадной формы затмевает, безусловно, большую работу по воспитанию молодёжи, помощь в  охране порядка, существенный вклад в поднятие патриотического духа… Отсюда и противоречивое отношение к современным казакам в России, которое не менее противоречиво, чем вклад самих казаков в развитие страны. Кто-то зовёт их ряжеными псевдопатриотами, а кто-то видит в них первые шаги по возрождению давно утерянных ценностей и основ культуры той Великой России.



Денис Масиев,

фото А.Морозова 










Оценка
Комментарий:
Здорово дневали, Браты, очень радостно, что наконец то в Сургуте, Казаки становятся на ноги, и занимают своё достойное место, спасибо за поздравления. От Кубанских Казаков огромный привет!
Комментарий полезен? Да 0 Нет 0

Для написания комментариев необходима авторизация на сайте.




Актуальные новостиВсе новости




16.08.2017 "Домашние яблоки вкуснее дикой рябины". В Югре медведи "потрошат" продуктовые запасы дачников